Автопутешествие: Мурманская область. По шпалам, по железной дороге

Утро в этих краях зимой мало отличается от вечера. Та же темнота, тот же снег и тот же ветер, гуляющий над торосами замерзшего моря. Солнце покажется только в районе обеда. Часика на три, не больше. Но и это, говорят, оптическая иллюзия. На самом деле солнечный диск из-за горизонта не поднимается, а виден он только благодаря рефракции — преломлению лучей света в атмосфере. Включаем наши всепробивающие светодиодные фары — и в путь. Кстати, нас предупредили, что пользоваться такой светотехникой можно только в лесу и на проселке. На дорогах общего пользования она вне закона. А жаль. Я, честно говоря, всю дорогу по трассе «Кола» только и ждал, чтобы какой-нибудь встречный дальнобой непочтительно ослепил бы меня дальним светом. Уж я бы ему мигнул в ответку! Но, увы, местные водители привычны к движению в вечной темноте, понимают, как всем нелегко, и дальним светом пользуются очень аккуратно. Снова трасса и через несколько километров снова неприметный поворот с заботливо поставленным организаторами флажком Duster Arctic Challenge. Нам точно сюда? Дорога явно не выглядит проезжей. И навигатор ведет себя как-то неуверенно. Впрочем, нам сказали, что в лесу отклонения в десятки метров неизбежны. Есть примерный трек, понятно общее направление, и сквозь снег еще просматривается полузанесенная колея от «шишиги» — полноприводного ГАЗ-66 разведчиков маршрута, а значит можно ехать. Правда, я бы не стал надеяться на то, что там, где прошел «шестьдесят шестой», проползет и наш Duster. Будем надеяться, что о каких-то совсем уж непреодолимых засадах нас бы предупредили. Ползем. Это уже отнюдь не залихватский «раллийный режим», как на вчерашней укатанной лесной дорожке. Все куда медленнее и аккуратнее. Первая передача, вторая. Снова первая. Иногда, совсем редко, третья. Но мотор тянет, и автомобиль уверенно продвигается вперед. А ведь это отнюдь не тяжелый рамный внедорожник с жестко подключаемым полным приводом и полным набором блокировок. Задние колеса подключаются здесь только при пробуксовке передних. Конечно, муфту межколесного дифференциала можно заблокировать принудительно, но, если станет действительно туго, она сама автоматически «распустится» во избежание перегрева. Здорово выручает то, что на всех автомобилях стоит нештатная зимняя резина Dunlop SP Winter Ice 02. Шипованная! С нами едет и представитель компании Dunlop, решивший лично посмотреть, как поведет себя новейшая модель в жесточайших условиях Заполярья. Участники пробега регулярно подшучивают над ним, мол, хороша машина Duster, вот если бы не шины... То мы бы и через вон тот брод перемахнули, и на откос бы взобрались, и, вообще, ехали бы исключительно по целине. Это все, конечно же, только шутка. Не обижайтесь на нас за нее. Шина хороша! Без нее наши шансы остаться в том лесу то ли с волками, то ли с собаками были бы куда выше! А брод, кстати, был. Подъехали, остановились, посмотрели на журчащий подо льдом ручей. Вышли, потыкали в лед палками — черт его знает, что там внизу. Убедились, что объезда нет, и рванули вперед ходом. Правда, не совсем сломя голову. Предварительно подождали идущую следом машину, проверили трос и буксирные проушины и только потом рванули. Получилось. Спасибо Duster и Dunlop! Трос нам понадобился куда позже. Самый, пожалуй, сложный участок пути проходил не по лесу и не по берегу замерзшего Умбозера, а... по ветке заброшенной железной дороги. Прямо по путям, точнее, по тому, что от них осталось. Когда-то эту заполярную дорогу строили заключенные. Потом возили по ней апатитосодержащую руду с местных разработок. Потом пласты истощились, шахты закрыли, а «железку» взяла в долгосрочную аренду какая-то частная компания. Объяснили, что для реконструкции. Но вся реконструкция вылилась в то, что коммерсанты сняли с нее все рельсы и продали их на металлолом. Осталась только ведущая через глухой лес высоченная насыпь и гнилые шпалы на ней. Столбов и проводов там отродясь не было. Другого пути здесь нет. Едем прямо по присыпанным снегом шпалам. Трясет немилосердно. Но самое страшное не это. Страшно соскользнуть с насыпи. Внизу лес и неизвестно какой глубины сугробы. Кто-то из коллег соскользнул. К счастью, не далеко — уперся в деревья. Вот тут-то и потребовался трос и помощь сразу трех подъехавших к месту аварии экипажей. Хорошо, что это произошло не на мосту! Местные железнодорожные мосты пережили «реконструкцию», благо были деревянными и сдавать в металлолом там было решительно нечего. Ну не выдергивать же крепежные скобы и гвозди! Мосты стоят. Но они изрядно подгнили, и каждый проезд по ним превращается в душещипательный аттракцион — эдакую заполярную разновидность американских горок. Мост узкий, шпалы скользкие и далеко не все в наличии, а до льда реки ой как далеко! Сорвешься — костей не соберешь. Да и машину достанут, если вообще достанут, только летом.
Смотрите также:

Оценка стоимости выкупа авто